- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование и использование финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере ООО Интергрин
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000085 |
Тема: | Формирование и использование финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере ООО Интергрин |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра финансового менеджмента Специальность (направление подготовки): Менеджмент ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: "Формирование и использование финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере ООО "Интергрин"" Работа завершена: Студентка гр.14-990 Зюлина Ирина Геннадьевна ___________________«___»___________2015 г. Работа допущена к защите: Научный руководитель Аюпов А.А. д.э.н., профессор____________________________«___»___________2015 г. Заведующий кафедрой финансового менеджмента Киршин И.А. д.э.н., профессор:____________________________«___»___________2015 г. Казань 2015 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8 1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8 1.2 ПЛАНИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 27 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ ООО "ИНТЕРГРИН" ) 37 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО "ИНТЕРГРИН" 37 2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 47 ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ИНТЕРГРИН") 57 3.1. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 57 3.2 ПРИМЕНЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ЛЕВЕРЕДЖА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79 ПРИЛОЖЕНИЯ 83 Введение Актуальность темы исследования определяется тем, что главной задачей функционирования любого предприятия является получение положительных финансовых результатов. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В условиях рынка коммерческая организация (предприятие) является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которой практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безошибочно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды. Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребителей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень их деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. В условиях рынка каждое предприятие вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства. Особенности функционирования рынка также отторгают деление эффективности на общую и сравнительную, поскольку возможности способа развития производства и выбора наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры. Рыночная же стихия сложна, и переход к рынку обуславливает возможность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость. Для того чтобы предприятие могло нормально функционировать и развиваться, оно должно получать доходы, прибыль, увеличивать денежные накопления. Важным фактором роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, является рост объема производимой продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. Эффективность функционирования предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатов, позволяющие определить, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом. Анализ финансовых результатов предприятий всех форм собственности является составной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и одним из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в условиях рынка. Содержание анализа финансовых результатов состоит в объективной оценке достигнутого уровня организации производства и выявлении резервов дальнейшего улучшения качественных и количественных показателей. Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли. Поэтому в системе экономического анализа, важное значение имеет исследование закономерностей формирования основного источника дохода предприятия – прибыли. По сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как выражает в стоимостной форме результат этой деятельности. Нестабильность рыночных отношений, жесткая кредитная политика, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты – те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. И, совершенно очевидно, что эти факторы крайне неблагоприятно влияют на предприятия, так как любое предприятие – это долгосрочная программа, рассчитанная на определенные капиталовложения. Все вышесказанное можно смело отнести и к рентабельности, поскольку прибыль и рентабельность тесно взаимосвязаны, нуждаются в подробном анализе и изучении. Из вышесказанного ясно, что доходы и расходы, прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения – тема весьма актуальная в условиях рыночной экономики, и рассматривается в данном дипломном проекте. Цель дипломной работы: рассмотреть и описать экономические основы формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятия, а также выявить резервы увеличения основных показателей и предложения по их улучшению. Задачи дипломной работы: 1) исследовать теоретические аспекты планирования, распределения и использования прибыли; 2) провести анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли до налогообложения; 3) провести анализ финансовых результатов реализации продукции, распределения и использования прибыли коммерческой организации; 4) рассмотреть основные направления повышения финансовых результатов; 5) выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности коммерческой организации; разработать мероприятия по улучшению финансовых результатов коммерческой организации; 6) рассчитать эффективность предложенных мероприятий и их влияние на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации. Предметом исследования являются финансовые результаты деятельности коммерческой организации, определяющие ее финансовое состояние, платежеспособность и финансовую устойчивость. Объектом исследования выступает коммерческая организация ООО "Интергрин". Анализ формирования и использования финансовых результатов деятельности коммерческой организации различных форм собственности находит свое отражение во многих источниках научной литературы. Однако, наличие большого числа изданий, по различным аспектам финансового анализа, не снижает потребности в исследовании, в котором последовательно шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логический целостная процедура анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации применительно к российским экономическим условиям. Среди отечественных экономистов, внесших значительный вклад в разработку методологии анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации, применительно к современным российским условиям и российской системе бухгалтерской отчетности, следует отметить: Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Донцову Л.В., Мельник М.В., Никифорову Е.В., Савицкую Г.В. и др. Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы могут использоваться в качестве методической базы для дальнейшей разработки концепции комплексной оценки формирования и использования финансовых результатов деятельности коммерческой организации, а также в практической деятельности финансовых отделов коммерческих организаций. ГЛАВА 1. Экономические основы формирования и использования финансовых результатов деятельности коммерческой организации 1.1 Экономическая сущность и содержание финансовых результатов деятельности коммерческой организации Вопрос о сущности категории «финансовый результат» или «прибыль» является весьма дискуссионным в экономической теории. Полемика по этому вопросу началась еще со времен классиков экономической теории. Продолжается она, и по сей день. Каждый экономист пытается привнести что-то новое и оригинальное в понимание категории прибыли. В результате, на сегодняшний день существует великое множество мнений по данному вопросу. Осветим основные точки зрения на содержание категории прибыли. Нередко прибылью называют то, что фактически является доходом от труда или заработной платой, либо доходом от ренты, либо доходом, получаемым в виде процентов за капитал. Например: фермер или мелкий предприниматель, получая определенную прибыль, не учитывает того, что в состав входит также оплата его собственного труда и труда членов его семьи. Предприниматель включает в состав своей прибыли доход, который он мог бы получить, если вложи свой капитал в другое предприятие. Очевидно, что здесь речь идет не о прибыли, а о доходах, получаемых от использования соответствующих факторов производства: труда, ренты и процента. То обстоятельство, что эти факторы используются самими производителями, лишь несколько затемняет дело. Однако с экономической точки зрения такие факторы ученые отличают от прибыли и называют их безусловной заработной платой, безусловной рентой и безусловным процентом, подчеркивая тем самым, что отождествление их с прибылью запутывает экономический анализ, поскольку одни и те же понятия называются разными словами, что не допустимо в науке. Гораздо больший интерес представляет другая точка зрения, согласно которой, прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих достоверностью, а может с той или иной степенью вероятности. Этот взгляд пропагандировался профессором Чикагского университета Ф. Найтом (1885-1974), который утверждал, что вся подлинная прибыль связанна с неопределенностью, а неопределенность в процессе принятия того или иного решения всегда таит в себе риск [7,с. 142]. Действительно, поскольку будущий результат не является вполне определенным, всегда имеется риск ошибиться в его оценке. Напротив, если ваша догадка окажется верной, то вы можете понести убыток. Таким образом, прибыль можно рассматривать как своеобразную плату за риск, поскольку неопределенность всегда порождает несоответствие между тем, что люди ожидают, и тем, что на самом деле происходит. С вышеуказанной точки зрения согласуется взгляд на прибыль, как на вознаграждение за технические усовершенствования и успешную предпринимательскую деятельность. Поскольку в условиях неопределенности ориентироваться в том, как будут развиваться экономические процессы в будущем, весьма трудно, удача обычно выпадает на долю тех новаторов и организаторов производства, которые могут предвидеть, какие новшества и технические усовершенствования способны обеспечить успех и принести доходы предпринимателю. Ясно, что такое предвидение основывается на существовании неопределенности, а главное – на способности по - новому подойти к делу, творчески осмыслить создавшуюся ситуацию, а это требует особых качеств и способностей: нестандартности мышления, оригинальности идей, умение ориентироваться в условиях неопределенности и находить нужные решения, словом, новаторство и изобретательности. Более того, некоторые экономисты утверждают, что доходы, получаемые с помощью новых технологических изобретений и усовершенствований, и составляют прибыль. В связи с этим заслуживает внимания точка зрения австро-американского экономиста И. Шумпетера (1883 - 1950), которую он высказал в книге «Капитализм, социализм, демократия» [8;с.57]. По его мнению, именно надежда на получение монопольной прибыли является важнейшим стимулом предпринимателей и конкуренции, а этого можно достичь только тогда, когда определенная фирма становиться обладателем новых изобретений и технических новшеств. Это в свою очередь достигает конкуренцию, поскольку привлекает внимание других фирм, которые начинают искать новые способы технические усовершенствования и открытий. Известно, что в 70 – е годы, когда страны ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) установили свои монопольные цены на нефть, то это привело к поиску новых нефтяных месторождений, других источников энергии, созданию более экономных двигателей и ресурсосберегающих технологий [17,с.40]. Конечно, прибыль за счет новых изобретений и технических новшеств не может оставаться постоянной, поскольку такие усовершенствования со временем начинают применяться другими предпринимателями. Кроме того, в дальнейшем появляются другие изобретения и усовершенствования, и поэтому такая монопольная прибыль носит временный характер. Согласно, другой точки зрения прибыль рассматривается как монопольный доход. Крупная фирма может получить его установлением более высоких цен на рынке, а, следовательно, с помощью завоевания этого рынка и превращение совершенной конкуренции в несовершенную. Вводя новшества и технические усовершенствования, меняя технологический процесс, такая фирма получает монопольную власть на рынке и за счет этого извлекает значительно более высокие доходы, чем ее конкуренты. Перечисленные выше точки зрения на сущность прибыли, как не трудно заметить, не исключают друг друга, а частично совпадают. Например, прибыль за новаторство или усовершенствование можно рассматривать как монопольную прибыль. В свою очередь и то, и другое можно считать частичными случаями проявления неопределенности экономических процессов и принятия решения в условиях такой неопределенности. Другими словами, риск ошибиться в решении должен соответствующим образом вознаграждаться. Интересен взгляд на прибыль К. Маркса, который видит источник прибыли в наличии прибавочной стоимости, создаваемой наемными рабочими за счет неоплаченного труда [5,c.88]. Иными словами, прибыль создается в процессе труда и представляет лишь вторичную, производную и трансформированную форму прибавочной стоимости. Несомненно, что труд служит важнейшим источником не только прибыли, но и всего общественного богатство в целом. Но, как мы видим, возникновение прибыли связанно не только с трудом наемных рабочих, но и всех других участников производственного процесса, в особенности новаторов, изобретателей и рационализаторов. Немалое значение в происхождении прибыли имеют особые благоприятные условия, складывающиеся при использовании других факторов производства: земли и природных богатств, капитальных вложений и монопольных прав на обладание патентом, изобретением, усовершенствованием, с помощью которых можно получить предельный или добавочный доход. Отсюда следует необходимость всестороннего учета способов получения прибыли, в разнообразных отраслях народного хозяйства. Исходя из всего выше изложенного, можно сказать, что прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой зарплату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина предусматривается рядом факторов, обусловленных необходимостью производства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно - денежных отношений чистый доход как раз и принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производства и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции, когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции в этом случае отсутствует и прибыль. Огромное значение прибыли вызвало к жизни различные теории, объясняющие природу прибыли или ее составных частей. Экономические ресурсы имеют собственников, те сами их потребляют или продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции. Доходы от экономических ресурсов называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: От природных ресурсов – ренту (земельную, горную, плату за воду); От трудовых ресурсов – заработную плату; От капитала – процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); От предпринимательских способностей – предпринимательский доход; От знаний – доход от интеллектуальных способностей. Для предприятия важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции, расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы с издержками, определяют превышение доходов над издержками – это превышение, называется прибылью (чистым доходом). Прибыль в узком значении – это доход от такого фактора производства, как реальный капитал. Когда говорят о прибыли предприятия, подразумевается прибыль в широком значение. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание. Экономисты тщательно анализируют уровень прибыли предприятия, стремясь к ее максимизации, предприятие одновременно оценивает, каков минимально допустимый для нее уровень прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится этого уровня, то предприятие должно будет уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Минимально допустимый для предприятия уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как основную часть издержек предприятия, которые она должна покрывать, что бы выжить, поэтому предприятие включает нормальную прибыль в состав своих издержек. Та часть прибыли, которую предприятие получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли. Компенсаторная и инновационная теория прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательском доходу и поэтому рассматривают ее как плату предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Причем эта плата состоит из двух частей: платы за обычный труд по правлению предприятиями и платы за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Теория монопольной прибыли объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии [7. с.175]. Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции: 1) Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить не возможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно - хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и независящие от усилий предприятия. Практически в не сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально - сырьевые и топливно - энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и зарплата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость реализуемой продукции и стоимость затрат ресурсов, используемых в производстве. 2) Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирование определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других финансовых платежей, должна быть достаточной для финансирования, расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. 3) Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ. Происхождение прибыли связано с получением предприятия валового дохода от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму вновь созданной стоимости, которая включает в себя оплату труда и прибыль. Существуют два метода определения плановой выручки: 1) метод прямого счета — основан на гарантированном спросе и предпо- лагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов. Это достоверный способ, при нем план выпуска и объем реализации увязаны со спросом, известен ассортимент и цены. Исходят из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынков сбыта. Определяются количество потенциально реализуемой продукции Qk (в натуральных показателях) и прогнозные отпускные цены. Расчеты ведутся по основным видам продукции. Таким образом, базовый алгоритм расчета плановой выручки задается уравнением: В = ? Qк * Рк, (1.1.1.) где В — выручка от реализации; Qк— объем сопоставимой реализуемой продукции; Рк — цена единицы реализуемой продукции. 2) основой расчетного метода является объем реализуемой продукции корректируемый на входные и выходные остатки. В этом случае планирование аналогично планированию затрат на производство продукции. В = Он + Т - Ок, (1.1.2.) где Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода; Т — товарная продукция предполагаемая к выпуску в планируемом периоде; Ок — остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода. Все составные части выручки выражены в ценах реализации: остатки на начало года — в действующих ценах периода, предшествующего планированию, товарная продукция и остатки нереализованной — в ценах планируемого периода. В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах лежит объем производственной программы, которая составляется на основе заявок и заключенных договоров. Остатки нереализованной продукции на начало периода на предприятии могут не учитываться, поэтому используется ожидаемая величина, так же как и при планировании затрат, а стоимость остатков оценивается с помощью коэффициента пересчета: частное от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего плановому периоду, на производственную себестоимость продукции того же периода. Определенное воздействие при определении величины складских остатков оказывают применяемые методы определения выручки от реализации продукции, работ (услуг). Остатки на начало периода (при кассовом методе) включают: товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, товары отгруженные, не оплаченные в срок, товары на ответственном хранении. При использовании метода начислений, нереализованной считается только готовая продукция на складе. Если поступление выручки на счета предприятия представляет собой успешное завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов на предприятии. На этой стадии формируется доходная база бюджетов различных уровней, тем самым обеспечиваются общегосударственные интересы. На этой же стадии образуются и собственные финансовые ресурсы предприятия. При поступлении средств за реализованную продукцию они распределяются на выручку от реализации и косвенные налоги. Косвенный налог — это налог, налагаемый государством на товары и услуги (который включается в окончательную цену продукта) для сбора средств и являющийся инструментом бюджетной политики в управлении экономикой. Основными формами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы, государственные и таможенные пошлины. Далее выручка от реализации распадается на две составляющие, первая относится к возмещению понесенных в процессе производства затрат, вторая составляет валовой доход предприятия, т.е. доход организации до вычета из него налогов (кроме косвенных) и затрат на оплату труда и социальные отчисления. После данных вычетов у предприятия остается прибыль, часть которой также идет на уплату соответствующих налогов (рис. 1.1.1). Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. Средства, поступающие за реализованную продукцию Косвенные налоги Выручка от реализации Себестоимость продаж Валовый доход Налоги, относимые на финансовые результаты Прибыль НДС Акцизы Прочие налоги Производственная себестоимость Расходы на продажу и управление Налог на прибыль и иные аналогичные платежи Материальные затраты Дивиденты Заработная плата и ЕСН Чистая прибыль Создание и пополнение резервного капитала Покрытие убытков прошлых лет Амортизация основных средств Прочие производственные затраты Направление на инвестиционные цели Рис. 1.1.1 Направления использования выручки на предприятии На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется факторами, обусловленными необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить расходы на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При расходах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. [46; 283] Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Экономическая нестабильность, монопольное положение товаро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: